Дополнительная информация по курсам теоретической подготовки пилотов СВС

Воздушный Кодекс Украины (а это Закон Украины!) гласит:

Выдержка из Статьи 33. Сертификация и допуск авиационного персонала к авиационной деятельности .

Лицо, которое принадлежит к авиационному персоналу, должно быть сертифицировано на соответствие его действующим в Украине квалификационным требованиям по профессиональному признаку.

Правила и порядок сертификации авиационного персонала устанавливаются соответствующим органом государственного регулирования деятельности авиации.

Лицо авиационного персонала гражданской авиации при осуществлении профессиональной деятельности должно иметь при себе свидетельство (сертификат).

Правилами выдачи свидетельств авиационному персоналу в Украине определены требования к пилоту сверхлегкого ВС:

5.13. Свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна

5.13.1. Требования, которые предъявляются к кандидату для получения свидетельства

5.13.1.1. Возраст кандидата — не меньше 16 лет.

5.13.1.2. Знания

Кандидат должен продемонстрировать знания, отвечающие правам, которые предоставляются владельцу свидетельства пилота СВС, в таких областях:

Воздушное право

а) правила и положения относительно владельца свидетельства пилота СВС, правила полетов, правила и процедуры обслуживания воздушного движения;

Эксплуатация воздушных судов

б) общие сведения о конструкции СВС, принцип работы СУ и систем СВС;

в) эксплуатационные ограничения СВС и СУ; соответствующие эксплуатационные данные из РЛЭ или другого документа, содержащего эту информацию;

г) принцип работы и летная эксплуатация простейшего авиационного и радиоэлектронного оборудование СВС;

Летные характеристики ВС и планирование полетов

д) влияние загрузки и центровки на летные характеристики СВС; расчеты массы и центровки СВС;

е) использование и практическое применение параметров взлетных, посадочных и других характеристик СВС;

ё) предполетное планирование и планирование полета по маршруту при выполнении полетов в условиях ПВП на СВС; подготовка и представление планов полета ОВД; соответствующие правила обслуживания воздушного движения; порядок сообщений о местонахождении; порядок установки высотомера; выполнение полетов в районах с интенсивным движением; правила полетов;

Возможности и ограничения человека в летной деятельности

ж) возможности и ограничения человека в летной деятельности (человеческий фактор) относительно пилота СВС;

Авиационная метеорология

з) применение основ авиационной метеорологии и правил получения и использования метеорологической информации;

Воздушная навигация

и) практические аспекты аэронавигации и методы счисления пути, пользование аэронавигационными картами, измерение высоты;

й) использование аэронавигационной документации (такой, как AIP, NOTAM), авиационные коды и сокращения;

Эксплуатационные процедуры

к) соответствующие меры предосторожности и действия в аварийной обстановке, учитывая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других особых для полета явлений;

Аэродинамика полета ВС

л) основы полета относительно СВС;

Радиотелефония

м) правила ведения радиотелефонной связи и фразеология радиообмена относительно полетов в условиях ПВП, действия при отказе связи.

5.13.1.3. Опыт

5.13.1.3.1. Кандидат должен иметь налет не менее чем 35 часов в качестве пилота СВС, из которых 10 часов самостоятельных и не менее 4 часа — по двум различным маршрутам.

5.13.1.3.2. Если кандидат на получение свидетельства пилота СВС имеет налет в качестве пилота самолета, вертолета или планера и предоставленные этим свидетельством права должны осуществляться на СВС с аэродинамическим управлением, то ВКК Укравиации определяет приемлемость зачисления этого налета и степень возможного снижения требований ко времени налета.

5.13.1.4. Летная подготовка

Кандидат должен пройти летную подготовку по утвержденной программе, что обеспечивает выполнение пункта 5.13.1.3.1 этих Правил под контролем пилота-инструктора СВС. Пилот-инструктор обеспечивает получение кандидатом эксплуатационного опыта на уровне требований, которые предъявляются к владельцу свидетельства пилота СВС, в таких областях:

а) предполетная подготовка, включая сборку и осмотр СВС;

б) приемы, правила и навыки для используемого типа управления СВС (балансирный или аэродинамический);

в) полеты по схемам движения, методы и мероприятия, предпринимаемые для предотвращения столкновений;

г) управление СВС, выдерживая положение в пространстве с помощью внешних визуальных ориентиров;

д) полеты в эксплуатационном диапазоне режимов полета;

е) распознавание начального и развитого сваливания, вывод по него и из крутого снижения по спирали;

ё) взлеты, заходы на посадку и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре;

ж) полеты по маршруту с помощью визуальных ориентиров и методов счисления пути;

з) порядок действий при аварийных обстоятельствах.

5.13.1.5. Умения

Кандидат должен продемонстрировать способность выполнять в качестве командира СВС полеты и маневры, приведенные в пункте 5.13.1.4 этих Правил, а также умения:

а) управлять СВС с соблюдением его эксплуатационных ограничений;

б) плавно и точно выполнять все маневры;

в) принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и надзор в полете;

г) применять знания по аэронавигации;

д) постоянно осуществлять управление СВС таким образом, чтобы обеспечить надлежащее выполнение схемы полета или любого маневра с точки зрения безопасности полетов.

5.13.1.6. Годность по состоянию здоровья

Кандидат должен иметь действующий медицинский сертификат, отвечающий третьему стандарту здоровья.

5.13.2. Права владельца свидетельства и условия осуществления таких прав

Свидетельство пилота СВС, срок действия которого не истек, дает право выполнять функции командира любого СВС для полетов в условиях ПВП.

Непосредственно требования к объему и уровню подготовки пилота СВС дает «Программа подготовки пилота и пилота-инструктора СВС»

Выдержки из требований Программы подготовки пилота СВС:

«… Для кандидатов, которые прошли и имеют летную подготовку на СВС в организациях ассоциации «Аэроклуб Украины» (в т.ч. в спортивных организациях ОСО Украины) не меньшую требований «Правил выдачи свидетельств авиационному персоналу в Украине» и данной Программы, при документальном подтверждении налета в целом и согласно задач Программы, допускается зачет этой летной подготовки … после выполнения кандидатом зачетных полетов …»

Эти «… кандидаты на получение свидетельства пилота СВС должны:

— пройти практическую подготовку в объеме не менее 35 часов по утвержденной программе летного обучения и выполнить летные проверки …

— иметь общий налет — не менее 40 часов;

— в качестве КВС — не менее чем 13 часов 40 минут, в т.ч. 7 часов по семи разным маршрутам…

… Пилоты СВС — кандидаты на получение квалификационной отметки на выполнение авиационных работ должны:

— иметь не меньше 100 часов налета, из которых не менее 50 часов в качестве КВС …….

… Кандидаты на получение свидетельства пилота-инструктора СВС должны: — иметь не меньше 200 часов налета, из которых не менее 150 часов в качестве КВС ……»

Т.е. данная программа определяет возможность сокращения курса теоретической и летной подготовки для кандидатов, имеющих летную подготовку в системе ассоциации «Аэроклуб Украины» или ОСОУ.

Фактически пилот, при наличии документально подтвержденного налета на мотодельтаплане или сверхлегком самолете (общий — не менее 40 часов, самостоятельный — не менее 13 часов 40 минут, в т.ч. 7 часов по семи разным маршрутам) может:

  • пройти курс теоретической подготовки со сдачей зачетов и экзаменов по указанным дисциплинам и получить свидетельство об окончании этого курса и экзаменационный лист;
  • в течение года после этого сдать летную проверку пилоту-инспектору Укравиатранса (3-4 полета по 10-15 минут) и получить акт летной проверки с подписью этого инспектора;
  • пройти медкомиссию (для пилотов СВС требования ну очень небольшие) и получить медицинский сертификат установленного образца.

При наличии этих трех бумаг подается заявление в отдел Укравиатранса с приложением фотографий и 23 гривен и получается официальное государственное свидетельство пилота СВС Гражданской авиации Украины международного образца с текстом на украинском и английском языках.

Это свидетельство дает право законно летать при выполнении любительских полетов.

Оно действительно и при поступлении на работу в авиакомпанию, эксплуатирующую какой-либо тип СВС. Уже в компании можно получить допуска на необходимый тип, АХР и т.п. Но такая профессиональная деятельность может выполняться только на сертифицированных типах СВС и сертифицированным эксплуатантом ГА Украины.

По договоренности с Кировоградской Государственной летной академией Кировоградское летный институт ГЛАУ совместно с нашей ассоциацией решило провести курсы теоретической подготовки пилотов СВС из числа лиц, имеющих опыт полетов, по специальному учебному плану.

Курсы состоятся в Кировограде с 26 августа по 2 сентября с.г. в рамках празднования 50-летия академии.

Специальный учебный план разработан на основании «Программы подготовки пилота и пилота-инструктора сверхлегкого воздушного судна» (Укравиация от 30.06.99 г. № 31.12-11), рассмотрен и одобрен летно-методическим советом ГЛАУ 13.02.01 г. Протокол № 8.

Планом предусмотрено проведение учебных занятий, сдачу зачетов и экзаменов в течение одной недели. Возможна подготовка 100 — 140 человек.

По завершении подготовки лицам, успешно сдавших зачеты и экзамены, будет выдано свидетельство Государственной летной академии Украины.

Стоимость теоретических курсов — самая минимальная и по предварительным подсчетам не превысит 300 грн.

Проживание и питание в общежитиях также по минимальной (курсантской) стоимости.

Требования к желающим пройти теоретический курс обучения подробно даны в Программе ( http://www.aeroclub.kiev.ua , раздел «Учеба»).

Очень желательно предварительно подготовиться по темам дисциплин, что облегчит прохождение обучения. Эту подготовку можно организовать в любом клубе. Если не хватает налета — время еще есть.

Вы имеете возможность без особых финансовых и временных затрат стать законным обладателем Свидетельства пилота СВС ГА Украины.

Свидетельство (для летающих) все равно необходимо. А при упрощении правил использования воздушного пространства будет просто обязательным.

Для того, чтобы попасть на курсы Кировоградской академии необходимо прежде всего подать заявление в ассоциацию «Аэроклуб Украины» по форме развернутой летной характеристики.

В заявлении указывается:

  • ФИО,
  • дата и год рождения,
  • гражданство,
  • адрес постоянного места жительства (тел.),
  • место работы и должность (тел.),
  • образование общее (что, где и когда окончил, специальность),
  • образование специальное (если есть). Имеется в виду авиационное образование: летное, инженерно-техническое, курсы. В т.ч. при клубе и т.п.,
  • очень подробно налет: общий и самостоятельный на всех типах и отдельно подвести общий и самостоятельный на СВС;
  • кратко описать летную работу, происшествия.

Заявление подписать лично.

Для клубов предпочтительнее дать централизованную заявку с приложением заявлений конкретных пилотов.

Заявления и заявки на учебу принимаются в «Аэроклубе Украины» до 15 июля.

На основании заявок и заявлений на каждого кандидата ассоциацией будет дана характеристика-ходатайство для направления на курсы.

Прошедшие (заочно) мандатную комиссию на соответствие требованиям данных курсов получат направление и бланки всяких заявлений и бумаг.

Предварительную подготовку можно будет частично осуществить в рамках Чемпионата Украины 2001 г. по СЛА в Кременчуге (01.05.-07.05.2001г.). Программой Чемпионата предусмотрены лекции и практические занятия по метеорологии, навигации, планированию полетов и пр.

С уважением.

Вице-президент ассоциации «Аэроклуб Украины»,
директор авиакомпании «Авионика»

Александр Пихало

01054, г.Киев, ул.Воровского 29-б
тел./факс.: (044) 212-21-28, 212-21-48
E-mail: aircompany@avionika.kiev.ua
http://www.aeroclub.kiev.ua